Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду ту сумму умений, навыков, приемов игры на рояле, при которых пианист добивается нужного, художественного, звукового результата. Вне музыкальной задачи техника не может существовать. Некоторые понимают под техникой только то, что касается скорости, силы, выносливости в фортепианной игре. Такой взгляд крайне ограничен. Техника понятие неизмеримо более широкое. Оно включает в себя все, чем должен обладать пианист, стремящийся к содержательному исполнению. Фортепианная литература ставит перед пианистом самые разнообразные требования: он должен уметь играть и очень громко и очень тихо, мягко и остро, добиваться звучания легкого, «порхающего» и глубокого, гулкого. Он должен владеть всеми градациями фортепианного звука в самой различной фактуре. Способность быстро двигать пальцами, даруемая природой мало музыкальным людям, никогда не доставит их слушателям эстетического удовлетворения, т.к. эта скорость и выносливость, применяемая невпопад, не выявляют содержания музыки, ее красоты, а заменяют ее собой. Бессодержательная игра несовершенна. Таким образом, если техника это сумма средств, позволяющих передать музыкальное содержание, то всякой технической работе должна предшествовать работа над пониманием этого содержания. «Чем яснее то, что надо сделать, тем яснее и то, как это сделать» - говорил Г.Нейгауз. Пианист должен представить себе внутренним слухом то, к чему он будет стремиться, как бы «увидеть» произведение в целом и в деталях. Контуры исполнительского замысла с самого начала указывают главное направление технической работы. Как бы далеко не уводила пианиста необходимость учить медленно, крепко, он всегда должен иметь перед собой музыкальный идеал. Если же музыкальный замысел отсутствует, техническая работа пианиста напоминает рисунок художника, выполненный в слепую. Увидеть, что должно получиться, - основа технической работы пианиста. Не надо думать, однако, что повседневная техническая работа не влияет на исполнительский замысел. Она со своей стороны помогает глубже понять изучаемое произведение, уточняет первоначальное представление о нем. Итак, соотношение музыкальных и технических задач в работе пианиста, их последовательность можно сформулировать таким образом: от понимания музыки к технической работе, а затем в процессе технической работы - к более высокому пониманию музыки. Стремление к выразительному исполнению — движущая сила технического развития. Почему крупные художники-пианисты обладают «сверхъестественной» техникой? Почему другие не только не достигают таких высот, но не могут ровно сыграть простой пассаж или добиться того, чтобы аккомпанемент звучал тише мелодии? Ответом могут служить разнообразные высказывания: хорошие руки или уровень техники пропорционально труду или мастерству учил прекрасный педагог. Каждое из этих высказываний отличает одну из предпосылок успешного технического развития. Ни хорошие руки, ни трудолюбие, ни хороший педагог сами по себе не объясняют причины высоких технических достижений. Движущей силой развития техники является музыкальный талант, способности. Подчиняясь ему, человек страстно стремится сыграть разучиваемое произведение наисовершеннейшим образом. А стремление к музыкальному совершенству не позволяет мириться с недостатками и рождает повышенную интенсивность в работе. Стремление к совершенству заставляет размышлять. Размышление рождает изобретательность в преодолении трудностей и недостатков. А желание преодолеть эти трудности является необходимым условием для успешного технического развития. Из вышесказанного нужно сделать вывод: в работе необходимо постоянно проявлять настойчивость; не мириться с тем, что не получается, не отсиживаться за инструментом без желания и без мысли, искать способы преодоления тех или иных трудностей, ставить перед собой музыкально- технические задачи, не успокаиваться, пока они не будут разрешены. Вот необходимые условия для технического продвижения. Фортепианная техника требует специальной работы. Итак, основные предпосылки, необходимые для приобретения техники - наличие ясного исполнительского замысла и стремление к наилучшему его воплощению. Однако, не следует думать, что достаточно «почувствовать» музыку, как все будет в порядке. Техника нужна во всяком искусстве. Фортепианное исполнительство не представляет исключения, скорее наоборот. Техника пианиста, многие ее виды настолько сложны, что без специальной многолетней работы овладеть ею невозможно. Эта работа начинается с первого знакомства с клавиатурой и продолжается у пианистов всю жизнь. Неслучайно учиться на рояле издавна принято с раннего детства, с 6-8 лет, что в первую очередь, связано с трудностями приобретения техники. На различных этапах обучения на первый план выдвигаются то одни, то другие задачи. Опыт показывает, что время обучения в старших классах школы наиболее благоприятно для усиленной работы над техникой. Это связано с возрастными, физическими и психологическими особенностями учеников. II. Фундамент техники пианиста. Свобода игрового аппарата — главное условие хорошего звукоизвлечения и техники пианиста. Первостепенной заботой пианиста должно быть стремление к свободе рук, запястья и всего тела. Именно это является залогом хорошего звука и техники. Только пальцы и суставы кисти должны при необходимости более или менее фиксироваться. Нужно постоянно думать об этом и контролировать движения, что бы все время ощущалась свобода. В сильной динамике необходимо использовать крупные мышцы предплечья и плеча, а в самой сильной, особенно при игре аккордов, - и мышцы спины. Некоторые педагоги не признают необходимости в освобождающих движениях, считая их излишними, не влияющими на уже извлеченный звук. Против этого аргумента, на первый взгляд, возразить нечего! И все же такие движения помогают не только сохранить, но и контролировать полную свободу всей руки и кисти. Естественные, а не насильственные движения рук способствуют выразительности игры, делают исполнение более убедительным. С другой стороны, любое утрированное движение заслуживает осуждения, равно как и его противоположность, - каменная неподвижность, создающая впечатление безучастности, вплоть до безразличия. Такие недостатки следует изживать в самом начале, т.к. позже устранить их очень трудно. Для развития свободы рук, запястья, кисти и всей верхней части корпуса можно использовать следующие упражнения: Стоя: • поднять руки в стороны от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточились на полной пассивности их падения; • раскачать руки вдоль корпуса и продолжать их пассивное колебание вплоть до остановки; • поднять плечи и внезапно легко и непринужденно опустить их; Сидя: • оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечьем вверх-вниз одним движением без остановки в крайних точках; • описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки; • подвесить кисть, опереться тремя средними вытянутыми пальцами о край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в сторону от корпуса (пальцы остаются на столе), после чего внезапно отпустить и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до самой остановки; • оперев 3-тий палец о край стола, легко двигать кистью в запястье без перерыва вверх-вниз. Движения чередуются с круговыми движениями запястья; • легко помахать кистью запястья. Воспитание ощущения контакта с клавиатурой. Фундаментом современной техники является так называемый контакт с клавиатурой. Под контактом с клавиатурой следует понимать ощущение непрерывной связи свободно управляемой руки через конец пальца с клавишей. Иначе говоря, это умение направит вес рук в клавишу, умение пользоваться при звукоизвлечении весом свободной руки. Однако, свобода рук не имеет ничего общего с расхлябанностью. Это не висящая, безвольная плеть, а хорошо организованная живая машина, ловкая, быстрая, точная. Эта работа, как и всякая другая не может свершаться без необходимого напряжения. Отсутствие излишних напряжений, являющихся помехой движению и есть свобода рук. Контакт с клавиатурой изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики и фактуры. В кантилене он будет одним, в гаммаобразном пассаже - другим, в аккордах - третьим. Видоизменение веса руки и активности составляющих ее частей (пальцев, кисти, плеча) и образует множество приемов фортепианной игры. Воспитанию ощущения опоры на клавиатуру, контакта с клавиатурой посвящены общепринятые в фортепианной педагогике первоначальные упражнения нон легато (non legato) и стремление с самого начала добиться певучести звучания, что невозможно без опоры на клавиатуру. Преподаватели-пианисты должны задумываться, правильно ли наложены первоначальные двигательные ощущения их учеников. Типичны следующие причины отсутствия контакта с клавиатурой: - неумение и невнимание педагога к этому вопросу; - первоначально налаженный контакт с клавиатурой иногда нарушается в период, когда начинается усиленная работа над активизацией пальцевого удара. Известно, что для активизации пальцевого удара необходимо упражняться в медленном темпе высоко поднимая пальцы и сильно опуская их на клавиши. Упражнение предполагает движение пальца за счет своей собственной мускульной энергии. Роль руки сводится к минимуму, что грозит потерей контакта с клавиатурой. Ученики должны научиться активному пальцевому удару, не теряя при этом ощущения опоры рук на клавиатуру; - нередко, вопреки стремлению учителя, ребенок, живой и подвижный садясь за инструмент, превращается в манекен. Не умея воспользоваться весом руки при звукоизвлечении и ощущая слабость своих еще не окрепших пальцев, он старается преодолеть ее, сжимая руку. Ему кажется, что от этого его рука станет сильнее. Чем сложнее пьесы, чем больше звука они требуют, тем сильнее он зажимается, «приспосабливаясь» к неправильной игре. Обнаружив отсутствие контакта с клавиатурой, следует сразу же начинать работу для ее налаживания. Прежде чем перейти к рассмотрению предлагаемых упражнений, необходимо обратить внимание на одно важное условие любых фортепианных упражнений: слуховое внимание играющего никогда не должно быть выключено, индифферентно, т.к. звуковой результат — высший критерий правильности пианистического приема. Упражнения для налаживания контакта с клавиатурой целесообразно вести на разном музыкальном материале. Лучше всего использовать быстрые одноголосные последовательности, мелодии контиленного характера и аккорды.
|